Форум Блог Новости Путеводитель   Реклaма

Другие страны Юж. Азии › Пакистан конца 1980х глазами гражданина СССР

Карма 13
15.03.2020
urakin

Tatjana

Жаль, что никто не упомянул руководителя строительства Александра Ивановича Пономаренко. Колоритный типаж был.

Мало откликов от людей, которые были там в период с 1982 по 1986 годы. Смерть Брежнева, Андропова и Черненко. Сбитый корейский авиалайнер. Бор базар. Встреча нового1984 года.
Карма 13
21.03.2020
Sambor

По волнам моей памяти... призраки прошлого бередят сердце. Блажен тот, кому вовремя (и смолоду) выпал жребий (счастливый) - как это случилось со мной и всеми, кто здесь добрым словом вспоминал молодость в Стилтауне. В "Тяжпроме" куратор Пакистана Некрашевич сказал мне при оформлении: "Я тебе гарантирую три года счастливой жизни". Бывают такие провиденциальные фразы, брошенные вскользь, но обозначающие всю твою судьбу! Собирался-то я в Нигерию - а попал в Пакистан! Вот и постараюсь потревожить тлен прошлого - глядишь, кто и отзовется. Начало и середина 1980-х - это был пик советского участия в Пакстиле. Еще в полном составе присутствовал контингент строителей (только шел под сдачу стан 800, а на нулевом и даже еще минусовом цикле стана 1700 еще ослики по змеистым земляным пандусам таскали землю в мешках из котлована наверх). Но уже было полно эксплуатационников - на домне, конверторе и ТЭЦ. С семьями и детьми набиралось тысяч пять советских.

С чего начать? Может, с кино? Его крутили почти каждый вечер в клубе под открытым небом - по преимуществу советские фильмы - даже иногда такие "артхаусные", как "Парад планет". Публика была добрая, но простая - и фильм вызвал только недоумение. Один раз зачем-то привезли из Дома дружбы в Карачи дублированный на английский "А зори здесь тихие..." Пришлось озвучивать в зале обратно на русский. Это был сюр.

Дважды проводили самопальные местечковые "кинофестивали" - показ фильмов "братских соцстран". Со всем антуражем - вывешиванием флагов, приглашением "братьев" из консульств в Карачи (они, собственно, загодя и предоставляли пленки) и их чествованием перед просмотром. Были даже "гости" с желваками во всю скулу из Северной Кореи со своим фильмом! Один из корейских "гостей" так и простоял весь вечер на страже у выхода, бдя. Но о фестивалях и о питомцах Кима как-нибудь в другой раз...

Раз в месяц показывали иностранные фильмы (по преимуществу Голливуд), которые брали в аренду на 3 дня в кинотеатрах Карачи и платили за их аренду живые деньги. Казалось бы - с чего? Что за политика в духе "пусть расцветают 100 цветов"? Но, как это сплошь и рядом бывало в "совке", звериный идеологический оскал почему-то всегда на практике уступал место подспудным пружинам эгоистических финансовых интересов - часто с адресной привязкой к персоналиям. Во-первых, за просмотр Голливуда с каждого взрослого обитателя городка брали ежемесячную абонентскую плату - кажется, рупий 15 или 25. Это эквивалент (в рублях) кофточки с люрексом в комиссионке в Мариуполе или Череповце. Набегали приличные суммы - тысяч 6-10 рупий. Аренда фильма в Карачи - кажется, тысяча рупий. Редко когда две. Остаток - деньги, которые шли на художественную самодеятельность в городке. На костюмы для бальных танцев, например. Или костюмы для диск-жокеев в стиле Рода Стюарта времен его песни Do ya think I'm sexy. Коля Чупашкин как раз в таком и вел дискотеку. В общем, местком старался и выгоду не упустить, и невинность соблюсти. А аудиторию тоже можно понять - "тихие зори" или "Вам и не снилось" можно и в Тагиле посмотреть. А тут - беспримесный Запад, в СССР доступный только московской элите на закрытых показах. Тем более что рупии-то заплачены - тут без вариантов. Посему зал был полон - причем крутили фильм дважды за вечер, чтобы родитель, который сидел дома с ребенком, мог в пересменку с супругой (ом) посмотреть. Во-вторых - собственный профессиональный интерес переводчиков. Звуковую дорожку фильма записывали на кассетник в кинорубке во время чернового просмотра для посвященных в среду вечером. Вечер четверга - наперегонки со временем каторга с переводом в 4 руки по звукоряду силами двух переводчиков - запись в журнал от руки на английском и между строк - русский перевод. Первый сеанс озвучивал первый переводчик, повторный - его партнер. "Каторга" - это, конечно, перехлест. Тут на форуме прозвучала мягкая укоризна - мол-де, за это не платили. Да, не платили. Но это взгляд из нынешнего далека, где деньги - всеобщий эквивалент. А в СССР на первом месте было что? - Верно - характеристика! Та самая, выездная, вещая, в 6 экземплярах без пробелов, подписанная "треугольником", с обязательмым упоминанием - "морально устойчив, хороший семьянин, принимает активное участие в общественной жизни коллектива". И народ - а переводчики в особенности! - зарабатывали себе характеристику. Перевод фильмов - не самый подлый вид социализации. Тем более что никто никого силком на перевод фильмов не тянул. Напротив - это считалось привилегией, это еще надо было заслужить своими credentials - то бишь, знанием языка. И там было немало переводчиков, которые, честно говоря, не тянули на эту планку. Зато были очень квалифицированные ребята из Минского ин-яза - Некрашевич в Москве питал слабость к соплеменникам-белорусам. Был, скажем, Тубалец из Минска - ему совзагранработники обязаны возможностью посмотреть такие знаковые или просто интересные фильмы, как Apocalypse Now, Young Frankenstein, Wild Geese, Blade Runner, Silver Streak, Blazing Saddles, Brubaker, Arthur, Exposed (с Настассией Кински в главной роли). Затем уже, после его отьезда, мы добавили в обойму Witness с беглым Александром Годуновым и Runaway Train Кончаловского и, кстати, Rambo First Blood. В переводе порезвились - фразу Somebody pulled the plug too soon перевели как "кто-то поспешил расстегнуть штаны", за что получили сдержанный втык от пуританских "святых отцов" КПСС местного прихода. Один рас привезли безмозглую картину с Брюсом Ли - это как раз была заря повального увлечение карате - и местные поклонники "оружия пустой руки- оружия пустого сердца" (как ядовито писала советская пресса) были в восторге.

Аренда фильма давала переводчику возможность выезда в Карачи в одиночку - что с точки зрения остальных обитателей городка было неслыханной свободой. И тысячи рупий наличными на руки на оплату аренды - все строилось на честном слове. И никто ничего не прикарманивал - привозили ящики с пленками, сдавали остаток рупий и квитанцию об оплате аренды. Вечером в среду "святые отцы" - начальники строительства и эксплуатации, плюс местный кардинал от КПСС, плюс председатель месткома - в общем, синклит, номенклатура - усаживались в пустом зале на просмотр на предмет решения - "запретить или разрешить", а рядом с ними садился переводчик, который судорожно синхронил в меру сил и способностей, заодно стараясь запомнить привязку фраз к ситуациям - завтра-то предстояло весь перевод положить на бумагу, а послезавтра - уже читать публике!

Интересно, что все фильмы предварительно цензурировал какой-то местный пакистанский госкинопрокат - получая коробки с пленками, я получал и сертификат от цензуры, в котором черным по белому были перечислены все изьятые эпизоды и реплики - например "с минуты.... до секунды ... изьято слово motherfucker". Или "Удалены кадры с ... по .... с изображением женской груди". А в местной англоязычной газете Dawn, например, реклама фильма One Million Years B.C. с Raquel Welch в главной роли, причем в очень смелом доисторическом декольте, которое больше выставляло напоказ, нежели скрывало. Так вот, редакторы газеты совсем по-детски заштриховывали верхние полушария ее лакомых симметричных прелестей, дабы не вводить в соблазн правоверных. А в пятницу ("джума") большие рекламные щиты на фасадах кинотеатров (с мужественными героями и чувственными красавицами) просто завешивались огромными черными полотнищами. Не знаю, интересно ли все это кому-то здесь на форуме...

Но следствия нежданной встречи

Сегодня, милые друзья,

Пересказать не в силах я;

Мне должно после долгой речи

И погулять и отдохнуть:

Докончу после как-нибудь.
Карма 12
23.04.2020
Сам работал переводчиком на Пастиле и приезжал 2 раза, 85-86 год и 89-90. Хорошее было время - удачно понастальгировал! Тоже есть фотки и что вспомнить... только тема походу сдулась, хотя если кто то ответит, можно и продолжить тему))
Карма 12
23.04.2020
Да кстати, не увидел нигде в комментах (может пропустил) про наш местный ВИА Пипри ))), который часто в наше время играл на праздниках Тауншипа, может кто помнит, Володя Коробко играл на гитаре, Сергей из Беларуси на клавишах, Саша из Магнитки на басу , а я на барабанных))))
Карма 13
29.04.2020
Leocher

Уважаемый Leocher !

Позвольте поинтересоваться - не Вы ли были студентом из Серпухова? Если да, то я Вас помню - Вы играли на ударных в 1985-86 г.г.

Если нет - извините, обмишурился...

Володю Коробко очень хорошо помню. Он из Киева - а точнее - из Василькова (дальнее предместье Киева). Его жена устраивала новогодний вечер для детей в канун 1986-го года.

Увы - потом, насколько я знаю, погибла в автокатастрофе в Голландии (еще во времена СССР). Насколько я слышал, поехала в командировку и разбилась...

Что ансамбль назывался "Пипри" - убей, не помню. Но что вы создавали на репетициях роковый многодецибельный шум "в каморке, что за актовым залом" - помню прекрасно.

Это "Пипри" тогда играли рок-н-ролл для детей на Новый год, когда они танцевали джайв на сцене? Или все-таки была фонограмма? Там на сцене танцевально пародировали Рейгана и Тэтчер

под композицию "Примуса" "Баба Люба". (Это еще до того, как Лоза вышел из подполья и возомнил себя круче "битлов"...)

Если есть воспоминания - поделитесь. Я уехал за месяц до Чернобыля. Интересно, что было в тауншипе далее.
Карма 12
8.05.2020
Уважаемый Sambor, добрый день!

Спасибо, что ответили и продолжили тему!

Я играл на ударных в это время, но приехал не из Серпухова, а из Коломны. Про Володину жену я в курсе, новости тогда тоже приходили быстро! Мы все очень были расстроены....

Про ВИА Пипри, так же назывался наш район, местность в которой и был Тауншип, у нас во время выступлений на заднике всегда висела круглая световая рама с названием Пипри. Нам ее ребята из лаборатории сгондобили. Тогда если вы помните на рынке в Карачи можно было много чего найти чего в СССР было не достать. В том числе и бегущие огни и буквы с подсветкой и т.д.

Да на репетициях мы действительно иногда буйствовали, но для концертов выбирали песни более менее приличные))) но пели и рок-н-ролл типа Go Johnny go)), и даже На недельку до 2-го, я уеду в Комарово))), кстати, тоже говорили что под фонограмму)). Но нужно сказать что аппаратура, купленная в то время для ансамбля была неплохая, пару комплектов Роланд с колонками, и микрофоны, пульт и синтезатор, гитара правда была корейское палье, но в целом все звучало сносно, что навевало мысли о фонограме, значит мы были не так уж плохи)))).

На сием временно приходится прерваться, ибо праздники предлагают изоляцию на даче. Обещаю продолжить..Да не могли бы вы сообщить где тогда и кем работали, так я был в конверторном и холодном и эл лаборатории и немного доменного захватил... Главным тогда был Пеленов, а замом Гусаров.

Да жил я тогда в Т-2 на 3м этаже.
Карма 30
13.05.2020
Несколько фото с квадрокоптера
Карма 30
13.05.2020
Leocher
может кто помнит, Володя Коробко играл на гитаре, Сергей из Беларуси на клавишах,
Карма 30
13.05.2020
Sambor
Жаль, что никто не упомянул руководителя строительства Александра Ивановича Пономаренко. Колоритный типаж был.
Пономаренко
Пономаренко
Награда
Награда
Награда
Награда
Звезда
Звезда
Карма 12
20.05.2020
Добрый всем день!

Спасибо тем, кто продолжает тему, реально интересно...

Да-да-да,это я про участников ВИА Пипри))). На фотке Володя Коробко и Сергей Отрощенко, да и именно тот период.

А фотки не из фильма ли какого то вытащены, кажется это может из за легкой смазанности самих фоток?

Надо посмотреть в своих папках и тоже выложить несколько фоток. Конечно, они не оцифрованы и придется, наверно сделать через телефон....Пономаренко мы уже не застали, но много слышали о его достижениях и сколько он сделал для Пакстила.

Со строительства оставалось уже те так много людей, уже переходили конкретно на стадию эксплуатации (Operation).

Кстати кто помнит, Operations называлось главное административное здание на заводе.

Мне кажется, что я раньше видел этот Указ (который выше) в русской версии где то. Насколько я помню еще про Пономаренко, ему пакистанцы подарили машину и присвоили звание почетного гражданина страны, которое вроде де давло ему право посещать Пакистан без визы. Может кто то еще это подтвердить?))

В наше время на эксплуатации был Гл. инжереном Пеленов, а при нем главным переводчиком Александр Михайлович Хмара.

Всплывают еще фамилии... парт босса того времени Мануйленко, главного по кадрам Беседа.

Кстати переводчиков тогда было человек около 20 и наверное половина девушки, многие студенты еще.

Фотки с квадрокоптера когда сделаны интересно?

Кажется, что не так уж давно. Как то пусто на плане, как будто народу там нет совсем. И машин на стоянках тоже не видать. Слева на первой фотке еще кажется Guesthouse. В интернете, если Paksteel Township задать, можно еще фотки и видео роллики найти про современный городок, (кто то на байке ездит по периметру и снимает на телефон) но мне откровенно навевает некоторую тоску (может ностальгическую тоже) вид полу-пустого городка, где при нас тогда кипела трудовая и общественно-политическая жизнь нашей тауншиповской общины))).

Да практически весь 86 год я отработал в ККЦ (конверторном цехе) SMPC, есть что вспомнить про то как разливалась

сталь))).

Думаю продолжить тему в ближайшее время, и буду рад если кто то тоже будет участвовать. Захожу сюда мимоходом раз в з дня где то посмотреть, может кто что еще добавил..

Всем всего доброго and stay safe)
Помощь сайту
Войди или зарeгиcтpируйся, чтобы писать
Случайные топики